Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Вифлеемская звезда

Прославлять Бога можно не только богословием.

Иоганн Кеплер 

Я не чувствую морального права выступать ни в роли историка, ни в роли человека, претендующего на объективизм. Я претендую на убедительность в доводах.

Ролан Быков

Что скрывается под Вифлеемской звездой?

Каких только версий по вопросу Вифлеемской звезды не имеется. Это и Венера в период её утренней видимости. Очевидно, что данная версия не выдерживает никакой критики, так как её утреннюю видимость никак нельзя назвать редким астрономическим явлением.

Вифлеемская звездаЛибо, как вариант, Вифлеемская звезда – это Юпитер, показывающийся из-за диска Луны – аналогичная оценка: сравните скорости Юпитера и Луны.

И ещё великое множество архаизмов.

За выяснением вопроса о том, что же собой представляла Вифлеемская звезда в астрономическом смысле, обратимся к астрологическому энциклопедическому словарю [31].

Здесь читаем (редакция приведена с некоторыми сокращениями): «Вифлеемская звезда, звезда Рождества, звезда волхвов, звезда магов…

Отцы церкви видят в Вифлеемской звезде указание на то, что ребёнок, родившийся под ней, есть никто иной, как правитель мира.

Вифлеемская звезда = комета?

Уже Ориген (III век) и Иоанн Дамаскин (около 700 года) занимались толкованием природы Вифлеемской звезды и пришли к выводу, что слово «звезда» обозначает здесь комету…

Изображение кометы Галлея в качестве Вифлеемской звезды мы видим на гобелене «Поклонение трёх святых царей» флорентийского художника Джиотто (отметим как первую гипотезу – Ломов)…

Вифлеемская звезда = вспышка новой?

Иероним Кардан считал, что Вифлеемская звезда являлась новой звездой (отметим как вторую гипотезу – Ломов), вспыхнувшей в созвездии Кассиопеи.

Вспышку этой звезды наблюдал Тихо Браге в 1572 году, и, согласно расчётам Кардана, она периодически вспыхивала раз в триста с небольшим лет, так что одна из вспышек приходится на момент времени около начала нашей эры.

Как стало известно позднее, в китайских летописях отмечено появление новой звезды в 5 году до н.э.

Вифлеемская звезда = соединение Сатурн-Юпитер?

Наиболее авторитетным считалось мнение Кеплера.

Вифлеемская звездаНаблюдая в октябре 1604 года соединение Марса, Юпитера и Сатурна (величайшее соединение) (отметим как третью гипотезу – Ломов) в знаке Стрельца и новую звезду, вспыхнувшую в той же области неба (отметим как четвертую гипотезу – Ломов), он пришёл к мысли, что событие, подобное этому, могло быть истолковано волхвами востока как знамение о рождении великого царя.

Кеплер рассматривал появление новой звезды ни как случайность, а как следствие великого соединения и указание на правильность толкования.

Современные расчёты показывают, что великое соединение имело место в 7 году до н.э. в созвездии Рыб…

Вифлеемская звезда = соединение Юпитера с Регулом или Венерой?

В новейшее время в качестве кандидатов на прообраз Вифлеемской звезды принимались также соединения Юпитера и Регула (отметим как пятую гипотезу – Ломов) и соответственно Юпитера и Венеры.

Время, когда произошли эти соединения (3-2 годы до н.э.), лучше совпадают с данными христианской истории.

Гипотеза о соединении предпочтительнее гипотез, связывающих Вифлеемскую звезду с новой звездой или кометой. Из контекста Евангелия явствует, что Вифлеемская звезда как небесное знамение не было замечено самими жителями Иудеи.

В случае если бы Вифлеемская звезда была новой звездой или тем более кометой, маловероятно, что потребовалось бы вмешательство мудрецов Востока для того, чтобы обратить внимание на это явление.

Соединение же – явление для непосвящённых не такое примечательное, но имеющее большое значение с точки зрения астрологии.

Кроме того, евангельская фраза «… и остановилась (звезда) над местом, где был Младенец» объясняется тем, что Юпитер во время троекратного соединения прошел точку стояния, и это волхвы истолковали как то, что они прибыли на место и дальше идти не следует».

Теория Молнара

Кроме того, интересна позиция американского астронома Майкла Молнара, смысл которой заключается в следующем:

Вифлеемская звезда не была своего рода астрономическим редким явлением типа новой звезды или кометы, а была чётко трактующимся редким астрологическим событием.

После изучения символики на римских монетах, Молнар сделал вывод, что «звезда» представляла собой фактически двойное затмение Юпитера – редкое астрологическое соединение, произошедшее в созвездии Овна 20 марта 6 года до н.э. и повторившееся снова 17 апреля этого же года (отметим как шестую гипотезу – Ломов).

Молнар полагает, что римские астрологи интерпретировали такой знак как сигнал о рождении нового божественного царя в Иудее. Но для оглашения своей теории он испытывал недостаток доказательств.

Теперь он утверждает, что получил их в «Матезисе» Матерна через 334 года от рокового знамения. Так, Матерн описал астрологическое явление, включающее затмение Юпитера Луной в Овне, и отметил, что это являет собой свидетельство рождения божественного царя.

Прежде чем обратиться к подробному рассмотрению означенных гипотез, обозначим несколько обстоятельств о паломничестве волхвов.

Вернёмся к текстам Нового Завета. Как ни странно, в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна упоминания о волхвах вообще отсутствуют.

Вифлеемская звезда в евангелиях

У Матфея читаем: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где  родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мтф, 2:1-2).

Далее: «Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли.

Вифлеемская звезда[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мтф, 2:7-12).

И в заключение: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мтф, 2:16).

Резюмируем.

Когда появились волхвы?

1. Волхвы появились в Вифлееме, когда Иисус уже родился (Мтф, 2:1).

Необходимо отметить, что волхвы могли появиться как в день рождения Иисуса, что маловероятно и больше походит на случайное совпадение, так и в течение какого-то периода после Его рождения, что представляется наиболее вероятным, так как впоследствии Ирод послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже.

В любом случае, интересен возраст Иисуса в момент встречи с волхвами. День? Неделя? Месяц? Или, может, год (годы)?

На авторский взгляд, в пещеру к Марии, ведомые «небесным воинством», приветствовать Иисуса явились только пастухи.

Волхвы к Иисусу «подоспели» много позже. И ни факт, что они встретились с Иисусом именно в пещере, в первый же день Его рождения.

Сие – может быть не более поздней компиляции от желания придать торжественности моменту. Мол, де, и пастухи с воинством небесным, и волхвы с дарами Младенца приветствовали, не успел Он глазом моргнуть.

Однако, по Матфею, волхвы, придя к Иисусу с приветствием, «вошли в дом», в то время как Иисус родился в пещере!.. Там же Его нашли и пастухи, по указке «небесного воинства».

С востока

2. В Иерусалим волхвы пришли с востока (Мтф, 2:1). Иными словами, из земель, расположенных восточнее Иерусалима. И, кроме того, были они из одной страны.

Как подтверждение: «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мтф, 2:12).

Опять же интересен вопрос о родине волхвов. Сирия? Иордания? Ирак? Страны аравийского полуострова? Или Иран и далее до Китая?

Сведений, откуда пришли волхвы к Иисусу, Евангелие от Матфея не содержит. Тем не менее, преданий по этому поводу существует великое множество.

Вифлеемская звездаРодина волхвов

Большинство исследователей предполагает, что волхвы были священниками культа Митры и занимали высокое положение при персидском дворе.

Есть версии о том, что волхвы пришли из Вавилона, Месопотамии, а Рерихи утверждали, что путь волхвов лежал из соседствовавшей с Персией Индией.

Другое предание гласит, что волхвы пришли из разных стран (один даже из Эфиопии – поэтому его нередко изображают чернокожим).

«Установили» даже их имена – Мельхиор, Бальтазар, Каспар, проследили дальнейшую судьбу.

Будто бы апостол Фома позже крестил этих язычников и они сами стали проповедниками Иисуса Христа.

Что такое «звезда на востоке»?

3. Интересен контекст словосочетания «ибо мы видели звезду Его на востоке» (Мтф, 2:2).

На востоке располагалась сама Вифлеемская звезда? Или Вифлеемская звезда была видна на востоке как части света, то есть на родине волхвов, а в Иерусалиме видна не была?

Но тогда почему волхвы, увидев Вифлеемскую звезду на востоке, пошли на запад? Однозначного ответа нет.

С одной стороны, предпочтительнее версия о нахождении Вифлеемской звезды на востоке, то есть в утренние часы при восходе Солнца самой звезды.

Но тогда как увязать с этой гипотезой библейское «увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою» (Мтф, 2:10)? Получается, что какое-то время в Иерусалиме Вифлеемская звезда была не видна.

«Остановившаяся» звезда

4. Опять же интересен контекст «шедшей и остановившейся Вифлеемской звезды».

«[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мтф, 2:9).

С точки зрения астронома звучит полным бредом.

Возраст младенцев

5. Вифлеемская «звезда» появилась как максимум за два года до рождения Иисуса Христа, так как Ирод послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже.

Представляется, что это обстоятельство является наиглавнейшим критерием отнесения какой-либо из гипотез к Вифлеемской звезде, хотя, конечно, необходимо иметь в виду, что ни одно знамение не может длиться столь значительный промежуток времени. 

к началу

к предыдущей части

назад

далее